Как вы думаете в каком из вариантов закупка действительно пройдёт успешно?
Каким бы "душным" ни был второй вариант, он кратно повышает вероятность получить вкусные блинчики с хорошим настроением, без лишних нервов и действий.
Поэтому:
Чем чётче и объёмнее сформулированно ТЗ, тем лучше будет результат!
Почему вообще нужно ТЗ?
Давайте посмотрим на причины необходимости ТЗ. Ведь на самом деле это тема оказывается чуть глубже чем кажется, если пытаться разобраться.
" Я же пишу что мне нужны красивые фото, а вы мне присылаете это... кошмар!"
Это реальная цитата моего заказчика времён зари моей карьеры предметного фотографа. Тогда этот заказ закончился негативом и мне стало очень интересно почему так произошло. Ведь я сделал красивые фото, но они оказались не красивыми.
Тут-то и скрывается главная функция ТЗ:
Вам нужно объяснить, что для вас красиво.
Вот например я обожаю оранжевый цвет, но я не считаю красивым оранжевые костюмы или объекты полностью окрашенные в оранжевый цвет. Я считаю красивыми объекты в которые оранжевый цвет вписан как акцентный.
А мой приятель, так же сильно любящий оранжевый цвет, считает что полностью оранжевый костюм это красиво.
То есть мы оба любим оранжевый цвет, но совершенно по-разному и красота оранжевого цвета для нас раскрывается категорически по-разному.
В это и заключалась главная проблема моего заказа на заре карьеры. Мы с заказчиком совершенно по-разному понимали красоту.
Люди разные и ваше красиво, для кого-то уродливо. А из-за отсутствия у людей телепатических способностей, узнать что для вас красиво можно только если вы сами расскажете.
Мы можем уйти сильно глубже, в обсуждение того что грамотная коммуникация — залог эффективной деятельности, но тогда слишком далеко уйдём от темы статьи.
Всегда помните, что ваше ТЗ не высечено в граните, это всегда совместная работа вас и исполнителя.
Исполнитель может подсказать как сделать лучше, проще, дешевле, быстрее, качественнее и т.д. Не отказывайтесь от консультации по ТЗ, так вы и лучше поймёте уровень исполнителя и сможете "докрутить" ТЗ.
Итак, давайте напишем универсальную инструкцию по созданию качественного ТЗ:
Инструкция по написанию ТЗ
Любое ТЗ является, по-сути, заранее данными ответами на вопросы исполнителя. Это ключевое пониимание, фундамент работы над ТЗ.
ТЗ это ответы на вопросы.
Вот и давайте сделаем список вопросов, отвечая на которые вы сможете создать скелет ТЗ на все случаи жизни.
1. Что является объектом работы?
Я занимаюсь созданием всех видов контента, то есть широким специалистом одной сферы, как и большинство людей которым вы будете писать ТЗ.
Поэтому для начала нужно понять а ЧТО мы будем делать?
Фото или видео? Блинчики или пирог? Летим в космос или опускаемся на дно океана?
2. Сколько частей работы нужно выполнить?
Нам нужно 10 фото. Нам нужно 3 кг. блинчиков. Нам нужно 1 экспедиция на марс.
3. Как нужно выполнить работы?
Это самая объёмная и сложная часть ТЗ. И именно в этой части люди совершают ошибки упоминая слова "красиво", "модно", "креативно" и многие другие оценочные слова, не несущие в себе смысла для ТЗ.
Для того чтобы было проще всем, разбейте ответ на этот вопрос на две части.
- В первой части опишите как должна выглядеть итоговая работа.
- Во второй части используйте примеры, желательно визуальные ( рефы ).