Блог предметного фотографа Панина Даниила
Что такое ТЗ?
Полезная статья о взаимодействии с исполнителем
Давайте начнём с простого:
ТЗ — техническое задание

Техническое задание это перечень требований и пожеланий заказчика к исполнителю на тему конкретной работы.

То есть это список того, что и как должен сделать исполнитель. В этот список может попасть что угодно, абсолютно. От требований делать что-то в определённый момент времени до пожеланий делать это на дне океана используя определённое оборудование с коллективом из определённых людей.

Давайте приземлять
Мы ежедневно и многократно пользуемся техническими заданиями. Когда вы кого-то о чём-то просите, вы даёте техническое задание на выполнение какого-то действия.
Пример:
" Сходи пожалуйста в магазин и купи сахар - песок, яйца - 10шт., муку - высшего сорта и молоко - 3,2%, я буду готовить блинчики. "

" Мне пожалуйста капучино, на миндальном молоке с корицей"

" Пожалуйста достань красный свитер с верхней полки из шкафа в коридоре и положи на сидушку перед дверью"

Иными словами: ТЗ - это объяснение того, что вы хотите.
Да, конечно когда речь идёт о бытовых ежедневных действиях, то ТЗ может быть очень и очень простым, абстрактным с использованием терминологии известной только вам и тому кому вы даёте задачу.

Однако для выполнения комплексных сложных задач ТЗ должно быть очень чётким, без абстрактных и оценочных суждений и обязательно должна использоваться общепринятая терминология.

Рассмотрим два варианта ТЗ на бытовых примерах:
Как вы думаете в каком из вариантов закупка действительно пройдёт успешно?

Каким бы "душным" ни был второй вариант, он кратно повышает вероятность получить вкусные блинчики с хорошим настроением, без лишних нервов и действий.


Поэтому:
Чем чётче и объёмнее сформулированно ТЗ, тем лучше будет результат!


Почему вообще нужно ТЗ?

Давайте посмотрим на причины необходимости ТЗ. Ведь на самом деле это тема оказывается чуть глубже чем кажется, если пытаться разобраться.

" Я же пишу что мне нужны красивые фото, а вы мне присылаете это... кошмар!"

Это реальная цитата моего заказчика времён зари моей карьеры предметного фотографа. Тогда этот заказ закончился негативом и мне стало очень интересно почему так произошло. Ведь я сделал красивые фото, но они оказались не красивыми.
Тут-то и скрывается главная функция ТЗ:
Вам нужно объяснить, что для вас красиво.
Вот например я обожаю оранжевый цвет, но я не считаю красивым оранжевые костюмы или объекты полностью окрашенные в оранжевый цвет. Я считаю красивыми объекты в которые оранжевый цвет вписан как акцентный.
А мой приятель, так же сильно любящий оранжевый цвет, считает что полностью оранжевый костюм это красиво.

То есть мы оба любим оранжевый цвет, но совершенно по-разному и красота оранжевого цвета для нас раскрывается категорически по-разному.

В это и заключалась главная проблема моего заказа на заре карьеры. Мы с заказчиком совершенно по-разному понимали красоту.

Люди разные и ваше красиво, для кого-то уродливо. А из-за отсутствия у людей телепатических способностей, узнать что для вас красиво можно только если вы сами расскажете.
Мы можем уйти сильно глубже, в обсуждение того что грамотная коммуникация — залог эффективной деятельности, но тогда слишком далеко уйдём от темы статьи.

Всегда помните, что ваше ТЗ не высечено в граните, это всегда совместная работа вас и исполнителя.
Исполнитель может подсказать как сделать лучше, проще, дешевле, быстрее, качественнее и т.д. Не отказывайтесь от консультации по ТЗ, так вы и лучше поймёте уровень исполнителя и сможете "докрутить" ТЗ.

Итак, давайте напишем универсальную инструкцию по созданию качественного ТЗ:



Инструкция по написанию ТЗ

Любое ТЗ является, по-сути, заранее данными ответами на вопросы исполнителя. Это ключевое пониимание, фундамент работы над ТЗ.

ТЗ это ответы на вопросы.
Вот и давайте сделаем список вопросов, отвечая на которые вы сможете создать скелет ТЗ на все случаи жизни.

1. Что является объектом работы?
Я занимаюсь созданием всех видов контента, то есть широким специалистом одной сферы, как и большинство людей которым вы будете писать ТЗ.
Поэтому для начала нужно понять а ЧТО мы будем делать?
Фото или видео? Блинчики или пирог? Летим в космос или опускаемся на дно океана?

2. Сколько частей работы нужно выполнить?
Нам нужно 10 фото. Нам нужно 3 кг. блинчиков. Нам нужно 1 экспедиция на марс.

3. Как нужно выполнить работы?
Это самая объёмная и сложная часть ТЗ. И именно в этой части люди совершают ошибки упоминая слова "красиво", "модно", "креативно" и многие другие оценочные слова, не несущие в себе смысла для ТЗ.

Для того чтобы было проще всем, разбейте ответ на этот вопрос на две части.
  • В первой части опишите как должна выглядеть итоговая работа.
  • Во второй части используйте примеры, желательно визуальные ( рефы ).
При таком подходе, текст + визуальный пример, ТЗ будет понятным, а результат работы предсказуемым.
4. Когда работа должна быть готова?
Всегда обозначайте конкретные сроки.
Для исполнителя ставьте дедлайн ( крайний срок сдачи готовой работы ) с запасом в 10% от общего времени выполнения задачи. Тогда срыв сроков почти полностью исключён.

Нам нужно получить фотографию блинчиков 10 октября в 16:00. На выполнение работы фотограф запросил два дня, 48 часов. Значит дедлайн фотографу нужно поставить на пять часов раньше. 48 часов * 0,1% = 4,8 часа ( округлим до 5 часов ), то есть на 10 октября 11:00.

Этот подход идеально работает во всех случаях. Будь то работа выполняемая за день или работа требующая месяцев на выполнение. В первом случае 10% будут исчисляться часами, а во втором днями, вот и вся разница.

Да, в реальности добиться таких условий по срокам почти невозможно, но стремиться к этому необходимо.
5. Зачем эта работа нужна?

Это действительно важный пункт, который большинство людей упускают.
Зачем исполнителю знать зачем он делает работу? Затем, что разные цели продукта работы напрямую влияют на средства и пути выполнения этой самой работы.

Как правило такие вопросы задаются для того чтобы узнать технические ограничения или требования.

При использовании фотографии блинчиков для доставки исполнитель должен отдать вам фотографию весом до 1мб и разрешением не больше 2000 пикселей по длинной стороне, с соотношением сторон 4:5.

И благодаря знанию куда пойдут фотографии, фотограф будет сконцентрирован на достижении "вкусности" картинки в целом и не будет тратить время и силы на идеальный завиток у сметаны, так как при таком размере картинки в сервисах доставки, этот завиток никто и не увидит.


Подведём итог

5 вопросов на которые нужно ответить, чтобы ТЗ было понятно:

  1. Что?
  2. Сколько?
  3. Как?
  4. Когда?
  5. Зачем?
Если ответить на эти пять вопросов качественно и "душно" то результат работы будет ровно таким как вы ожидаете.
Избегайте оценочных слов "красиво", "модно", "креативно", "вкусно" и подобные. Они не помогут понять что вы хотите получить, а только запутают исполнителя.

Чёткость и конкретика должны стать вашими друзьями пока вы составляете ТЗ.
Вам нужно прикрыть окно и стать "душым", это в ваших же интересах.

Помните: составление ТЗ это целый процесс, отдельная работа. Заложите на неё время и не пишите ТЗ в момент обращения к специалисту.


Спасибо за прочтение :)
Качественных вам ТЗ и взаимопонимания с исполнителями!